Самые популярные способы коммерциализации интеллектуальной собственности
Самые популярные способы коммерциализации интеллектуальной собственности
Самые популярные способы коммерциализации интеллектуальной собственности. Стартапам на заметку!
Коммерциализация РИД – важный этап, от которого зависит успешность реализации проектов, связанных с РИД. Коммерциализация предполагает выбор наиболее финансово целесообразных опций для получения дохода от РИД компанией. Разработка подходящей и юридически грамотной модели коммерциализации поможет спрогнозировать финансовые результаты и нивелировать риски. Иметь правильно организованные бизнес-процессы в части коммерциализации IP критически важно для компаний, чьим основным активом являются РИД.
Способ коммерциализации |
Описание способа |
Виды РИД |
Средство защиты |
Как монетизируется? |
Лицензия на РИД: § эксклюзивная/неэксклюзивная § срочная/без указания срока § ограниченная по территории § ограниченная использованием в рамках проекта § с правом сублицензирования § на условиях подписки |
Разрешение правообладателя на тот или иной объем использования РИД определенными в договоре способами. |
Программы для ЭВМ |
Лицензионный договор, регистрация договора (для некоторых РИД) |
Лицензионные выплаты (могут быть в форме роялти, абонентских платежей) |
Условно бесплатное использование РИД (freemium) |
Такой способ предполагает предоставление базового функционала программы, сервиса бесплатно. Монетизация осуществляется на продаже премиум-аккаунтов, внутриигровом имуществе, которые позволят пользователям использовать дополнительные функции или получить преференции. |
Программа для ЭВМ |
Оферта, пользовательское соглашение |
Покупка расширенного функционала (премиум) или виртуального имущетва |
Software как услуга (SaaS) |
Преимущественно модель монетизации для облачных сервисов. Владелец РИД выступает как провайдер сервиса, оказываемый на основе РИД: обеспечивает (как правило) непрерывный доступ к функционалу сервиса, либо вычислительным, серверным мощностям или инфраструктуре провайдера. |
Программа ЭВМ |
Договор на услуги/лицензионный договор/договор на облачные услуги |
Периодические выплаты (абонентские либо по факту использования) |
Продажа экземпляров/цифровых копий |
Модель монетизации через распространение контента и компьютерных программ. Диски, дистрибутивы с программами, книги и другие материальные носители заключают в себе объект интеллектуальной собственности, который можно продавать в качестве отдельных экземпляров. |
Договор, оберточная лицензия |
Плата за экземпляр (как товар) |
|
Услуги |
Продажа экспертизы, основанной на использовании РИД, через: |
Любые РИД |
Договор на услуги, режим конфиденциальности |
Оплата консультаций, услуг, кадров |
Техническая и бизнес интеграция |
Передача РИД в состав интегрированного продукта стороннего вендора, объединение технологий (например, с помощью API), создание экосистем для синергического эффекта. |
Любые РИД |
Соглашение о партнерстве и IP-договоры |
Расширение бизнеса, доходы от партнерства |
ОЕМ продукт |
Продажа РИД в качестве комплектующего ОЕМ |
Программа для ЭВМ |
Лицензионный договор, договор на поставку, патент, регистрация объекта |
Лицензионные выплаты, привязанные к показателям производства, продаж, объему использования |
Образовательный консалтинг |
Тренинги, вебинары, круглые столы, закрытые научные клубы |
Повышение лояльности и внимания к продукту, партнерства, доход от участия и организации событий |
||
Агентство |
Если вы разработали продукт, вам может потребоваться стратегия развития, помощь при выходе на рынок, поиск клиентов, мероприятия по продвижению. Если вы нашли себе бизнес-партнера для этих целей, вы можете заключить с ним агентский договор и передать агенту ряд задач за вознаграждение. Среди них может быть ведение маркетинговых кампаний, локализация продукта, разработка и развитие бренда, регистрация объектов интеллектуальной собственности, выход на зарубежные рынки, различные направления коммерциализации продукта. Универсальный договор для вендора с партнерами. |
Любые РИД |
Агентский договор |
Прибыль в реузультате работы агента |
РИД как инвестиционный продукт |
Взнос в уставный капитал СП (joint venture) Создание совместного предприятия для реализации инвестиционного проекта, в основе которого может лежать интеллектуальная собственность. |
Любые РИД |
Договор о создании СП, соглашение о взаимопонимании, корпоративный договор, due diligence, доля в СП (влияяние на решения в СП) |
Доход от коммерциализации |
Open-source программы |
Программный продукт можно сделать общедоступным и бесплатным к использованию, объявив приверженность правообладателя определенным правилам (GPL, BSD и прочее). |
Программы ЭВМ |
Правила распространения (GPL, Apache, MIT и др.) |
Привлечение внимания к продуктам компании, экспансия на рынок |
R&D (research & development) |
Выполнение работ R&D для создания новых технологий, проведение исследований с целью выявления результатов. |
Договор, формализация создания объектов IP |
Вознаграждение от заказчика (инвестора), авторское вознаграждение |
|
Доступ к информации/контенту (продажа контента) |
Передачу данных или доступ к данным можно юридически формализовать. Например, передачу данных из базы данных, или передачу имеющих ценность сведений. |
Договор на услуги, лицензионный договор |
Вознаграждение за доступ к информации/контенту |
|
Государственно-частное партнерство (ГЧП) |
В рамках государственно-частного партнерства вы можете создать IT-продукт (программу, сайт, базу данных и т.п.) или центр обработки данных для государства. Для этих целей заключается либо концессионное соглашение, либо соглашение о ГЧП. |
Концессионный договор или договор ГЧП |
Инвестирование от государства, извлечение прибыли из проекта в течение длительного времени |
|
Коммерческая концессия |
Использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме, с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере рынка |
Товарный знак, ноу-хау, технологии |
Свидетельство на товарный знак, договор, коммерческая тайна |
Роялти, процент от продаж |
Франшиза |
Продажа франшиз является комбинацией предоставления товарного знака и технологии. Как правило франчайзер предоставляет цельную бизнес модель желающим вести бизнес с использованием бренда франчайзера. Франчайзер не ведет, но контролирует бизнес своих франчайзи и получает вознаграждение в виде роялти. |
Товарный знак, ноу-хау, технологии |
Свидетельство на товарный знак, договор, коммерческая тайна |
Роялти, процент от продаж |
Управление РИД |
Услуга по управлению технологическими РИД на базе имеющейся экспертизы в смежных РИД |
Любые РИД |
Договор доверительного управления исключительными правами либо иной |
Вознаграждение за управление (% от выручки) |
Авторский заказ |
Выполнение работ на базе РИД для целей создания продукта, который будет принадлежать заказчику |
Любые РИД |
Договор на разработку, формализация создания объектов IP |
Вознаграждение за создание объекта, авторское вознаграждение |